+7 (499) 390-45-87
       
 

 

 

Сбытовые надбавки Гарантирующих поставщиков

Изначально, при формировании понятия "Гарантирующий поставщик", ему предназначалась роль "последней гавани" - места в которое может обратиться любой потребитель с минимально возможным потреблением, который неинтересен прочем сбытовым компаниям в связи с большим количеством операционных расходов на сопровождение договорных отношений с ним. Сбытовая надбавка предназначалась для компенсации затрат сбытовой организации на содержание персонала и работу с данными потребителями, которых разделили по группам. Из неперспективных для осуществления сбытовой деятельности групп сейчас существует только одна - "население". В дальнейшем на практике понятие сбытовой надбавки стало претерпевать изменения. Надбавка перестала отражать фактические затраты организации (сбыта) по работе с данной категорией потребителей. В сбытовой надбавке появилось  взимание платы за неравномерность нагрузки (Число часов использования максимальной мощности, т.н. ЧЧИ или ЧЧИМ), а так же стало в себе нести элементы «перекрестного субсидирования», когда группы потребителей имеющие меньшее количество операционных затрат стали платить в своей  сбытовой надбавке за содержание ГП по работе с более трудоемкими группами. Доходы гарантирующих поставщиков от взимания дополнительной платы с потребителей имевших неравномерный характер нагрузки зачастую превышали в 2-3 раза официальный доход, от сбытовой надбавки, заложенный при расчете Необходимой валовой выручки (НВВ)  сбытовой организации. Однако постановлением правительства №877 от 4 ноября 2011 г. было наложено «вето» на подобный незаконный доход, получивший название «маржинарного дохода» сбытовых организаций. С выходом данного постановления с 1 апреля 2012 г. исчез смысл деятельности независимых сбытовых организаций не находящихся на «опте» и продававших электроэнергию своих потребителей гарантирующему поставщику на ЧЧИ чуть более высоком, чем покупал у потребителей. Ну и сами Гарантирующие поставщики были поставлены в рамки необходимости «жить честно» т.е. на одну надбавку. Естественно подобный подход не может устроить гарантирующих поставщиков.  В нижеприведенной сводной таблице представлены сведения по Сбытовым надбавкам гарантирующих поставщиков ряда регионов в отношении категории "население". 

Регион  СН
(1.01-30.06) , Руб/МВт*ч
СН
(1.07-31.12), Руб/МВт*ч
Изменение, % Тариф
(1.01-30.06), Руб/кВт*ч
Тариф
(1.07-31.12), Руб/кВт*ч
Доля СН в тарифе,%
(1.01-30.06) 
Доля СН в тарифе,%
(1.07-31.12)
Владимирская 101.3     2.81 2.98 3.60  
Вологодская 127.3 141.3 11.0 2.79 2.95 4.56 4.79
Воронежская 94.77     2.41 2.54 3.93  
Калужская 56.57 62.79 11.0 2.96 3.14 1.91 2.00
Киров       2.42 2.57    
КолЭС 54.97 61 11.0 1.91 3.14 2.88 1.94
Коми республика 173.12     2.74 2.9 6.32  
Костромская  167     2.75 2.92 6.07  
Красноярский       1.52 1.61 0.00  
Краснодарский 90.33     3.05 3.23 2.96  
Липецкая 125     2.32 2.46 5.39  
Мордовия 118.33 118.33 0.0 2.37 2.51 4.99 4.71
Москва 79.52     3.79 4.02 2.10  
Московская 88.4     3.37 3.57 2.62  
Нижегородская 77 85.47 11.0 2.3 2.43 3.35 3.52
Санкт-Петербург 247.8 66.45 -73.2 2.8 2.97 8.85 2.24
Ленинрадская 134.39 134.39 0.0 2.58 2.74 5.21 4.90
Ростовская       3.08 3.23    
Рязанская 62.64 69.53 11.0 2.73 2.89 2.29 2.41
Самарская 59 57.61 -2.4 2.55 2.7 2.31 2.13
Саратовская 98.25 93.97 -4.4 2.28 2.41 4.31 3.90
Свердловская       2.82 2.99    
Удмуртия 83.3     2.42 2.56 3.44 0.00
Челябинская 76.34 84.73 11.0 1.97 2.09 3.88 4.05
Ярославлавская       2.45 2.6    

В настоящий момент Федеральной службой по тарифам совместно с Минэнерго России и с негласной подачи НП ГП и ЭСО разрабатывана Методика  по расчету сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков, включающий механизм перекладывания перекрестного субсидирования на сбытовую надбавку Сетевых организаций, а так же некоторых групп потребителей, вводится принцип доходности в зависимости от уровня цены на оптовом рынке (рабочая версия с корректировками). Таким образом сбытовые организации не оставляют попыток сделать реально доходным свой бизнес и избавиться от проблем с перекресткой. Между тем если сбытовая надбавка по населению станет отражать все реальные затраты по населению Гарантирующего поставщика, то сбыт будет финансово мотивирован в разрешении проблем с коммерческим недоотпуском электроэнергии по населению. Что бы использование фактических затрат по населению не привело к росту тарифов для населения имеет смысл тариф на передачу по населению сделать дешевле на эту же величину, транслировав его на "прочих" потребителей - тогда сети начнут активней работать с прочими. При этом СН на потери для сетевых организаций обнулить до фактических затрат на сбор потерь, но ввести оплату транспорта электроэнергии сетевыми организациями за сверхнормативные потери. 

Представленная выше таблица не указывает СН по категориям потребителей до 150 кВт; до 670 кВт; до 10 000 кВт; свыше 10 000 кВт; и сбытовой надбавки на потери ТСО. Да и в целом наличие подобной разношерстки слабо вяжется с идеей равности тарифов в регионе для предпринимателей.

 
 
  © Холдинг компаний "Доступная энергия", 2018