ВОПРОС: Сетевая организация по согласованию со службой энергосбыта одного из районов Приморского края отказалась регистрировать счетчик электрической энергии ЦЭ 6803ВМ 220В1-7,5А 3ф 4пр. М Р31 дата выпуска 02.06.2013 г., установленный 16.07.2014 г. требуя провести повторную поверку, ссылаясь на Главу 1.5 ПУЭ п. 1.5.13. 7-е издание.
Согласно формуляра п.2.2., п.2.3, счетчик соответствует требованиям ГОСТ Р 52320-2005, ГОСТ Р 52322-2005 г. и межпроверочный интервал составляет 16 лет. Наше пояснение, что требование ПУЭ согласно п. 1.1.1 носит рекомендательный характер, а формуляр обязательный для них оказалось неубедительным.
Прошу пояснить правомерность требований сетевой организации на повторную поверку и отказа регистрации счетчика электрической энергии.
Проектно-монтажная компания
ОТВЕТ
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору:
Управление государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение и сообщает.
В соответствии с п. 1.5.13 Правил устройства электроустановок шестого издания (далее - ПУЭ) на вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес, а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет.
Согласно п. 137 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон)).
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
В случае если имеются разночтения в содержании требований ПУЭ и Федерального закона, то необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Ваше письмо направлено в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, к компетенции которого относится вопрос указанный в обращении.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (письмо исх. № 120-30/2855 от 26.09.2014г.):
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Госстандарт), по принадлежности, рассмотрело Ваш запрос от 13.08.2014 г. № 96 и сообщает следующее.
При определении порядка проведения поверки счетчиков электрической энергии необходимо пользоваться методикой поверки на данный тип приборов, в которой регламентируется интервал между поверками, и Правилами ПР 50.2.006-94 «ГСП. Порядок проведения поверки средств измерений», которые утверждены постановлением Госстандарта России от 18.07.94 г. № 125 и зарегистрированы приказом Минюста России 21.07.94 г. под № 640, изменения № 1 к указанным Правилам внесены приказом Госстандарта России от 26.11.2001 г. № 476 г. (зарегистрирован в Минюсте России 15.01.2002 г. №3157).
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»: «Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений».
Перечисленные функции возложены на Госстандарт (прежнее название Госстандарт). Следовательно, основным правовым документом в определении порядка проведения поверки всех средств измерений являются Правила ПР 50.2.006-94.
Следует отметить, что в Правилах ПР 50.2.006-94 предусмотрена внеочередная поверка. В соответствии с пунктом 2.14. «Внеочередную поверку средств измерений, находящихся в эксплуатации, проводят при:
- повреждении поверительного клейма, пломб, несущих на себе поверительные клейма или в случае утраты свидетельства о поверке;
- вводе в эксплуатацию средств измерений после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);
- проведении повторной юстировки или настройки, известном или предлагаемом ударном воздействии на средство измерений или неудовлетворительной работе прибора».
Что касается Правил устройства электроустановок (ПУЭ), то они утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. № 204. В п. 1.5.13. указанных Правил установлены требования, в соответствии с которыми: «Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес, а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет».
При этом никаких сведений о регистрации данных Правил в Минюсте России не имеется. Следовательно, Правила устройства электроустановок являются ведомственным документом.
Так же, следует обратить внимание на то, что в части 3 статьи 12 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» содержится положение, на основании которого: «В течение срока действия свидетельства об утверждении типа средств измерений интервал между поверками средств измерений может быть изменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений».
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что требования, установленные в п. 1.5.13 ПУЭ не являются обязательными к применению организациями, не подчиненными Минэнерго России, а также противоречат действующим правилам по метрологии ПР 50.2.006-94 и части 3 статьи 12 упомянутого Федерального закона «Об обеспечении единства измерений».