Приведено мнение А.В. Мазурова, эксперта по земельному и сметным отраслям законодательства ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз», кандидата юридических наук, опубликованное в журнале «Энергетика и право», апрель, 2011 г.
Статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определяет объекты электросетевого хозяйства как «линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование».
Отношения, связанные с эксплуатацией данных объектов, регулирует постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160, утвердившее Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее — Правила № 160). Кроме указанных правил порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее — охранные зоны) определяется рядом других нормативных актов. Настоящая статья содержит анализ нормативных актов, разъясняющих порядок установления охранных зон.
Значение Правил № 160 невозможно преуменьшить: объекты электросетевого хозяйства распространены повсеместно, активно эксплуатируются, строятся и реконструируются. Зачастую этому препятствуют иные объекты, размещенные в непосредственной близости от существующих объектов электросетевого хозяйства.
Тем не менее абзац третий пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 установил, что «Правила, утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетсвого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления». Постановление вступило в силу 17 марта 2009 г. Соответственно, после установления охранной зоны в соответствии с Правилами № 160 объекты, размещенные в ее границах до 17 марта 2009 г., могут там остаться. Добиться их сноса (демонтажа и т.п.) можно разве что в случае угрозы безопасному функционированию объекта электросетевого хозяйства. Из этого положения также следует, что после установления охранной зоны Правила № 160 начнут распространяться на объекты, в том числе земельные участки, размещенные в охранной зоне после 17 марта 2009 г
Правила № 160 содержат следующий раздел:
«II. Установление охранных зон
5. Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
6. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
7. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений».
Как видно, охранная зона считается установленной с даты внесения сведений о ее границах в государственный кадастр недвижимости. Но указания в разделе II Правил № 160 для установления охранной зоны недостаточно, для этого требуется привлечение других нормативных актов.
Если ориентироваться только на Правила № 160, не совсем ясно, почему сетевая организация опредляет (абз. первый п. 6), а Ростехнадзор согласовывает (абз. второй п. 6) границы охранной зоны, если они уже установлены в приложении к Правилам № 160:
ТРЕБОВАНИЯ К ГРАНИЦАМ УСТАНОВЛЕНИЯ ОХРАННЫХ ЗОН ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
Охранные зоны устанавливаются:
а) вдоль воздушных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии:
Проектный номинальный класс напряжения, кВ | Расстояние, м |
до 1 | 2* |
1-20 | 10 (5)** |
35 | 15 |
110 | 20 |
150,220 | 25 |
300,500, +/- 400 | 30 |
750, +/- 750 | 40 |
1150 | 55 |
* для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями таких линий
**5 - для линий с самонесущими или изолированными проводами размещенных в границах населенных пунктов
Примечание. Требования, предусмотренные подпунктом "а" настоящего документа, применяются при определении размера просек.
б) вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами — на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы);
в) вдоль подводных кабельных линий электропередачи — в виде водного пространства от водной поверхности до дна, ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних кабелей на расстоянии 100 метров;
г) вдоль переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.) — в виде воздушного пространства, над водной поверхностью водоемов (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении для судоходных водоемов на расстоянии 100 метров, для несудоходных водоемов — на расстоянии, предусмотренном для установления охранных зон вдоль воздушных линий электропередачи.
д) вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте "а" настоящего документа, применительно к высшему классу напряжения подстанции.
Ясность в этом вопросе появляется по мере изучения различных нормативных актов, вовлеченных в порядок установления охранных зон.
Охранная зона, в том числе объекта электросетевого хозяйства, — это разновидность зон, с особыми условиями использования территорий.
Прежде всего нужно определится с «видовым» понятием зоны. Оно содержится в статье 1 (п. 4) Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой охранная зона, в том числе объекта электросетевого хозяйства, — это разновидность зон с особыми условиями использования территорий.
В свою очередь, статья 1 (абз. третий) Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», перечисляя объекты землеустройства, называет и зоны. На зону, как на объект землеустройства, должна составляться «карта (план) объекта землеустройства» (далее — карта-план).
Форма карты-плана и требования к ее составлению утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 621 (далее — Требования № 621). В соответствии с Требованиями № 621 карта-план составляется кадастровым инженером (п. 3), для чего сетевая организация должна заключить с ним возмездный договор о проведении землеустройства (так этот договор именуется в статье 4 Федерального закона «О землеустройстве»).
Согласно абзацу первому пункта 14 Требований № 621 карта-план «подлежит согласованию в порядке, предусмотренном для землеустроительной документации». Вместе с тем согласно пункту 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 514, карты-планы подлежат утверждению Росземкадастром «после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований».
Здесь необходимо подчеркнуть, что Порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденный приказом МПР России от 24 мая 2010 г. № 179 (далее — Порядок №179) и содержащий исчерпывающий перечень копий документов, направляемых в территориальный орган Ростехнадзора для согласования границ охранной зоны, не упоминает о «карте (плане) объекта землеустройства». Среди данных документов назван «план (чертеж, схема) границ земельного участка, на который должны быть нанесены в качестве топографической основы объекты местности., необходимые ддя определения местоположения границ земельного участка, и красными сплошными линиями должны быть нанесены сами трнницы охранных зон». Полагаем, что в данном случае имеется в виду карта-план объекта землеустройства, в отношении которого установлено требование нанести границы зон «красными сплошными линиями», отсутствующее в Требованиях № 621.
Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) давно упразднена. В настоящее время нормативные акты непосредственно не возлагают на определенный орган полномочие утверждать карту-план, поэтому следует учитывать письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 3 ноября 2010 г. № Д23-4502, в котором содержится следующее положение: «карты (планы) объектов землеустройства подлежат утверждению Росреестром и его территориальными органами».
Вместе с тем документ территориального органа Росреестра об утверждении карты-плана не указан в нормативных актах среди необходимых для внесения сведений о границах охранной зоны в государственный кадастр недвижимости, поэтому такое утверждение может рассматриваться как необходимое лишь для соблюдения других требований Федерального закона «О землеустройстве», не затрагивающих порядок установления охранных зон. В связи с этим может быть предложено следующее: один экземпляр карты-плана после ее согласования территориальным органом Ростехнадзора направить на утверждение в территориальный орган Росреестра, другой (одновременно) — в орган кадастрового учета для внесения сведений из нее в государственный кадастр недвижимости (отказ в утверждении карты-плана законодательством не предусмотрен).
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 14 Требований № 621 допускается оформление согласования карты-плана на титульном листе. В реквизите «Сведения о согласовании карты (плана) объекта землеустройства» титульного листа приводятся полное наименование органа, с которым осуществляется согласование (территориального органа Ростехнадзора), личная подпись его уполномоченного представителя с расшифровкой подписи (фамилия и инициалы), занимаемая должность и дата согласования. Подпись представителя заверяется оттиском печати органа, с которым осуществляется согласование. Если согласование оформлено в виде письма на бланке Ростехнадзора, на титульном листе карты-плана приводятся полное наименование указанного органа и реквизиты соответствующего письма (дата и номер).
Пункт 21 Требований № 621 предусматривает, что система координат, в которой определяются координаты характерных точек границ объекта землеустройства, должна быть той же, что используется для ведении государственный кадастр недвижимости, иначе сведения об охранной зоне могут быть не внесены в государственный кадастр недвижимости.
В свою очередь, составление карты-плана осуществляется с использованием прежде всего сведений государственного кадастра недвижимости (абз. второй п. 2 Требований № 621). Это обусловливает запрос и предоставление из государственного кадастра недвижимости сведений, необходимых для составления карты-плана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно пункту 27 Требований № 621 на плане границ объекта землеустройства отображаются характерные точки и части границ объекта землеустройства, установленные границы административно-территориальных образований, границы природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения в случае определения местоположения отдельных частей границ объекта землеустройства через местоположение указанных объектов, границы и кадастровые номера земельных участков, если местоположение границ охранной зоны определено через местоположение их границ. К объектам искусственного происхождения среди прочих относится и сам объект электросетевого хозяйства. Что касается земельных участков, то на плане границ объекта землеустройства отображаются те из них, которые поставлены на кадастровый учет или считаются ранее учтенными в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (сведения о них можно получить из государственного кадастра недвижимости).
Учитывая относительно небольшую площадь охранных зон объектов электросетевого хозяйства по сравнению с другими зонами (водоохранными, санитарно-защитными и др.), земельные участки обычно не полностью, а частично попадают в границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Как правило, в охранную зону попадают также земли (территории), не размежеванные и не предоставленные в виде земельных участков кому-либо. Указанные обстоятельства не препятствуют составлению карты-плана: законодательство не обязывает устанавливать охранные зоны объектов электросетевого хозяйства по согласованию с правообладателями земельных участков (огражденных или неогражденных), на которые она «накладывается».
Не ясно, почему от объектов капитального строительства отделены линейные сооружения, поскольку законодательство в настоящее время как объект капитального строительства рассматривает любое линейное сооружение.
Границы различных зон и объектов недвижимости могут совпадать, в том числе частично (например, при параллельном размещении линейных объектов), или пересекаться. Кадастровый инженер может установить границу охранной зоны по общедоступным и запрошенным сведениям из государственного кадастра недвижимости, а также ориентируясь на местоположение объекта электросетевого хозяйства на местности. Охранная зона устанавливается на земельных участках независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки (абз. 4 п. 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 257-ФЗ).
После составления карты-плана сетевая организация обращается в территориальный орган Ростехнадзора с заявлением о согласовании границ охранной зоны, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней. Порядок № 179 содержит требование о приложении к такому заявлению определенных документов по каждому объекту электросетевого хозяйства. При этом перечень документов в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или реконструируемых объектов электросетевого хозяйства (в случаях, когда в результате реконструкции изменяются границы охранных зон) значительно шире, чем в отношении действующих и нереконструируемых объектов.
Документы представляются в виде копий. Количество копий не установлено. «Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов» (абз. третий п. 7 Порядка № 179).
В отношении вновь вводимых в эксплуатацию или реконструируемых объектов электросетевого хозяйства (в случаях, когда в результате реконструкции изменяются границы охранных зон) пункт 6.1 Порядка № 179 предписывает к заявлению, подаваемому в территориальный орган Ростехнадзора, о согласовании границ охранной зоны прилагать копии следующих документов:
1) подтверждающих право собственности или иное законное основание владения объектом электросетевого хозяйства. В данном случае о «документах» единственный раз говорится во множественном числе, что представляется странным, поскольку единственным документом, подтверждающим право собственности (правоподтверждающим документом), может быть только свидетельство о праве собственности. Однако во многих случаях право собственности на введенный в эксплуатацию объект электросетевого хозяйства подолгу остается незарегистрированным. В таких случаях вместо свидетельства о праве собственности необходимо прилагать документ, подтверждающий иное законное основание «владения» (не собственности и почему-то даже не пользования) объектом электросетевого хозяйства.
Применительно к таким объектам законодательство ни одного подобного документа не называет, поэтому к ним могут быть отнесены различные документы по усмотрению сетевой организации, территориального органа Ростехнадзора, а в случае спора о принадлежности объекта электросетевого хозяйства — суда. Например, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № ВАС-11557/08 установлено, что принадлежность кабеля ОАО «ЦентрТелеком» подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств;
2) плана (чертежа, схемы) границ земельного участка, на который должны быть нанесены в качестве топографической основы объекты местности, необходимые для определения местоположения границ земельного участка и красными сплошными линиями должны быть нанесены сами границы охранных зон. Таким документом фактически является карта план объекта землеустройства (охранной зоны), поскольку согласно пункту 7 (абз. 1) Порядка № 179 «не допускается требовать предоставления иных сведений и документов», а без карты-плана на охранную зону сведения о ней невозможно внести в государственный кадастр недвижимости, то есть установить охранную зону. Территориальный орган Ростехнадзора согласовывает карту-план в соответствии с пунктом 14 Требований к составлению карты-плана объекта землеустройства. Упоминаемое в данном случае «местоположение границ земельного участка» относится не к земельному участку, на котором расположен объект электросетевого хозяйства (в отношении его в территориальный орган Ростехнадзора нужно представлять копию межевого плана; см. ниже), а к земельному участку стороннего лица, на который «накладывается» охранная зона. Сведения о таких земельных участках должны быть получены кадастровым инженером в связи с составлением карты-плана;
3) перечня объектов капитального строительства и линейных сооружений, расположенных в охранной зоне и не относящихся к объектам электросетевого хозяйства, с указанием их типа, габаритных размеров и места расположения, а также их технических характеристик, назначения и места расположения (при наличии). Подобные несколько повторяющиеся характеристики зданий и сооружений Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», Технический регламент безопасности зданий и сооружений и Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривают. При этом не ясно, почему от объектов капитального строительства отделены линейные сооружения, поскольку законодательство в настоящее время как объект капитального строительства рассматривает любое линейное сооружение. Определенных требований к такому перечню не установлено, поэтому, очевидно, сетевой организации придется составлять его в произвольной форме, а оценивать его полноту и достоверность будет территориальный орган Ростехнадзора. В связи с этим должностное лицо территориального органа Ростехнадзора может провести осмотр объекта электросетевого хозяйства с предварительным уведомлением сетевой организации не менее чем за 24 часа (абз. 2 п. 8 Порядка № 179). В устанавливаемых охранных зонах могут находиться объекты, размещенные там ранее (до 17 марта 2009 г.), в период действия прежних правил установления охранных зон, с согласия или без согласия сетевой организации. В перечень должны включаться все такие объекты. Отдельный перечень объектов, размещенных в охранных зонах без письменного согласия сетевой организации, требуется составлять только для реконструируемых объектов электросетевого хозяйства (см. ниже);
4) проектной документации на объекты электросетевого хозяйства. Конкретные разделы проектной документации не названы, поэтому сетевой организации следует представлять в территориальный орган Ростехнадзора всю проектную документацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе проектной документации и требованиях к ее содержанию»;
5) заключения государственной экспертизы проектной документации в случаях, когда такая экспертиза является обязательной в соответствии с градостроительным законодательством. Как правило, такая экспертиза требуется. Более того, пункт 4 части 1 статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации «линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более» отнес к особо опасным и технически сложным объектам. Экспертиза проводится в соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145;
6) разрешения на строительство в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством.
Поскольку любой объект электросетевого хозяйства в настоящее время рассматривается федеральным законодательством как объект капитального строительства, такое разрешение требуется. Исключение из этого правила могут установить субъекты Российской Федерации в своих нормативных актах на основании пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но они таким полномочием обычно не пользуются.
В качестве «полуисключения» можно назвать Градостроительный кодекс Волгоградской области, согласно которому «выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства зданий, строений и сооружений вспомогательного назначения, расположенных за границами населенных пунктов и предназначенных для обслуживания линейных объектов» (п. 9 ч. 1 ст. 35). В свою очередь, выдача разрешения на строительство допускается при наличии определенных документов, к которым кроме проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы на нее относятся правоустанавливающий документ на земельный участок и градостроительный план земельного участка для строительства объекта электросетевого хозяйства.
С 1 января 2013 г. вместо градостроительного плана земельного участка для строительства линейного объекта необходимо будет представить проект планировки территории и проект межевания территории (п. 2 ч. 7 ст. 51 и п. 2 ч. 3 ст. 55 Градостроительной декса Российской Федерации, ст. 27 Федерально закона от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусстве ных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственное и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
7) межевого плана земельного участка, на котором расположен объект электросетевого хозяйства.
Установление требования о предоставлении этого документа при наличии разрешения на строительстве представляется странным, поскольку разрешение на строительство выдается после составления межевого плана земельного участка, его кадастрового учет с выдачей кадастрового паспорта и оформления на него правоустанавливающего документа (обычно договора аренды). Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденная приказом Минрегиона России от 19 октября 2006 г № 120, в строке «объект капитального строительства (наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики)» требует указывать «площадь земельного участка». Вместе с тем ни в этой инструкции, ни в форме разрешения на строительство нет строки (графы) «кадастровый номер земельного участка» или «правоустанавливающий доку» на земельный участок», что иногда приводит к выдаче разрешений на строительство при отсутствии кадастрового номера земельного участка или правоустанавливающего документа на него.
Отразить охранную зону в акте выбора земельного участка для строительства объекта электросетевого хозяйства, то есть при отсутствии как самого объекта, так и земельного участка под ним, с нормативной точностью практически невозможно.
Абзац первый пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, посвященный порядку выбора земельного участка для строительства, устанавливает, что «результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны», однако данное положение подлежит применению до составления межевого плана земельного участка. Кроме того, отразить охранную зону в акте выбора земельного участка для строительства объекта электросетевого хозяйства, то есть при отсутствии как самого объекта, так и земельного участка под ним, с нормативной точностью практически невозможно. В связи с этим требование о составлении именно межевого плана земельного участка, содержащееся в Порядке № 179, не только является инструментом борьбы с самовольно строящимися объектами электросетевого хозяйства, но и избавляет сетевую организацию от представления в территориальный орган Ростехнадзора кадастрового паспорта земельного участка и правоустанавливающего документа на него на период строительства, позволяя согласовывать охранную зону независимо от их наличия. Абзац первый пункта 7 Порядка № 179 запрещает требовать от сетевой организации представления иных сведений и документов, кроме указанных выше;
8) перечня объектов, размещенных в охранных зонах без письменного решения о согласовании сетевой организации, — для реконструируемых объектов электросетевого хозяйства (при наличии).
Такой перечень не требуется для вновь строящихся, капитально ремонтируемых или эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 215-ФЗ ввел в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следующие определения реконструкции и капитального ремонта линейных объектов:
«Реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов»;
«Капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов».
В отличие от реконструкции для капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, не требуется выдача (получение) разрешения на строительство (п. 41 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенный Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 243-ФЗ).
Пункт 6.2 Порядка № 179 в отношении действующих (нереконструируемых) объектов электросетевого хозяйства предписывает представлять те же документы, кроме проектной документации, заключения государственной экспертизы проектной документации, разрешения на строительство объекта электросетевого хозяйства и межевого плана земельного участка, на котором расположен объект электросетевого хозяйства. Необходимо представить также отдельные перечни объектов, размещенных в охранных зонах с согласия и без согласия сетевой организации. Соответственно, согласование границ охранной зоны действующего объекта электросетевого хозяйства и дальнейшие действия по ее установлению не поставлены в зависимость от наличия правоустанавливающего документа на земельный участок под ним, действовавшего в период строительства или действующего в период эксплуатации объекта электросетевого хозяйства.
Согласование границ охранной зоны действующего объекта электросетевого хозяйства и дальнейшие действия по ее установлению не поставлены в зависимость от наличия правоустанавливающего документа на земельный участок под ним.
Территориальный орган Ростехнадзора рассматривает заявление о согласовании границ охранной зоны с прилагаемыми документами и в случае признания их соответствующими законодательству, комплектными и правильно оформленными принимает решение о согласовании границ охранной зоны. В случае изменения ранее согласованных границ охранной зоны ввиду изменения проектной документации сетевой организации необходимо повторно обращаться за согласованием, представляя снова все названные выше документы (п. 12 Порядка № 179).
После согласования территориальным органом Ростехнадзора границ охранной зоны в соответствии с представленными ему документами, среди которых должна была быть карта (план) объекта землеустройства, сетевая организация обращается в орган, ведущий государственный кадастр недвижимости, с заявлением о внесении сведений о границах зоны в государственный кадастр недвижимости (абз. третий п. 6 Правил № 160). Данное положение расходится с частью 6 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которой с таким заявлением в орган кадастрового учета должен обращаться орган, установивший охранную зону (то есть территориальный орган Ростехнадзора), в срок не более десяти рабочих дней после принятия решения об установлении охранной зоны, а также в соответствии с пунктом 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618, согласно которому орган, «принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий».
Полагаем, что в орган кадастрового учета достаточно представить карту-план. Однако территориальный орган Ростехнадзора уполномочен принимать решение о согласовании, а не об установлении охранной зоны. В связи с этим нужно учитывать письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 7 апреля 2010 г. № Д23-1211, в котором в связи с вопросом о внесении в государственный кадастр недвижимостисведений об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства предусматривается, что в «качестве решения об установлении охранной зоны могут выступать Правила [№ 160. — Авт.] и решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства».
Законодательством не предусмотрены основания для отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне, если соблюден порядок ее установления до обращения в орган кадастрового учета.
Согласно статье 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:
- индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.) зоны;
- описание местоположения границ зоны;
- наименования органа, принявшего решение об установлении зоны;
- реквизиты решения органа об установлении или изменении зоны и источники официального опубликования этого решения;
- содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны.
Цель установления охранной зоны — не ограничение (обременение) чьих-либо прав, а обеспечение безопасной эксплуатации объекта и тем самым прав неопределенного числа лиц.
Источником официального опубликования решения об установлении зоны является «Собрание законодательства Российской Федерации», в котором были опубликованы Правила № 160. Для внесения в государственный кадастр недвижимости содержания ограничений использования объектов недвижимости в границах охранной зоны, прежде всего земельных участков, достаточно указать номера соответствующих пунктов Правил № 160. Остальные сведения, указанные в статье 10 Федерального закона «О государственный кадастр недвижимости», должны найти отражение в карте-плане.
Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» не обязывает одновременно вносить в государственный кадастр недвижимости сведения о зоне и об ограничениях (обремснениях) прав на земельные участки, вошедшие в зону полностью или частично. Законодательством не предусмотрены основания для отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне, если соблюден порядок ее установления до обращения в орган кадастрового учета. К таким основаниям не могут быть приравнены основания для отказа в кадастровом учете объекта недвижимости, поскольку зона не является объектом недвижимости, как земельный участок или сооружение, и в государственный кадастр недвижимости осуществляется не ее учет, а внесение сведений о ее границах.
Согласно абзацу четвертому пункта 6 Правил № 160 охранная зона объекта электросетевого хозяйства считается установленной с даты внесения сведений о ее границах в государственный кадастр недвижимости. Из данного положения следует, что зона считается установленной независимо от регистрации в ЕГРП ограничений (обременении) прав на объекты недвижимости, прежде всего земельные участки, попавшие в зону. Законодательство пока не обязывает вносить сведения о границах зоны в государственный кадастр недвижимости с одновременной регистрацией в ЕГРП таких ограничений (обременении). Такая регистрация, а затем внесение сведений о ней в государственный кадастр недвижимости могут быть осуществлены впоследствии. Цель же установления охранной зоны — не ограничение (обременение) чьих-либо прав, а обеспечение безопасной эксплуатации объекта и тем самым прав неопределенного числа лиц.
С даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны в этих границах действуют запреты, предусмотренные иными положениями Правил № 160.